Пятница, 26.04.2024, 19:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ахметовская сельская модельная библиотека

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Шежере

История образования деревни Ахметово

Деревня Ахметово является одной из старейших деревень в Кушнаренковском  районе, а также в Башкортостане. Она упоминается в крепостных книгах города Уфы в 1663 году. Но данная дата не год образования деревни. Деревня Ахметово возникло еще раньше. Но об этом узнаем чуть позже. Живут здесь на сегодняшний день люди татарской национальности. А до 1926 года население деревни было смешанное. Жили здесь представители трех народов. Башкиры, мещеряки (мишари) и тептяри. Возникает вопрос, а куда же делись данные народы? Ответ прост. Они никуда не делись, они все мы, сегодняшние жители деревни Ахметово. Только во время очередной переписи населения в 1926 г, всех жителей деревни записали татарами и башкир в том числе.

Кто же мы, в самом деле? Татары,  мишари или башкиры. Где же наши корни? Очень сильно возрос интерес людей к истории своего народа, своего родного очага  и родословной после принятия Кабинетом  министров Р.Б. Постановления, о ежегодном проведении «шежере байрам».

На примере истории возникновения деревни Ахметово дается краткая история  мишарского  народа со дня падения Золотой Орды. Приводится  существующие теории происхождения мишарского народа. Их первоначальные места проживания на Среднем Поволжье. Раскрывается причины их переселения в Башкирский край. Описывается их военная служба русскому государству.

По  деревни  Ахметово  можно  сказать,  когда  в  деревне  обосновались  мещеряки.  Согласно  договорной  записи  №223  от  29  января  1723 г.  Мещеряк  Юсуп  Иштиряков  житель  деревни  Калтаево  был  припущен  башкиром  Арсланом  Бирючаковым  для  заселения.    А  конкретной

               

даты обоснования деревни Ахметово (Якшеево) сказать трудно.  Каких либо подтверждающих документов нет, или еще не найдены. В записях Уфимской приказной избы 16 века встречается  названия нескольких деревень, в том числе и деревня Канлы. Или русские писари ошибочно писали  род башкир с названием деревни или под таким же названием было еще и поселение. Об этом и подтверждается в книге Асфандиярова А.З.   «История сел и деревень Башкортостана». Относительно истории возникновения  деревни Ахметово он утверждает,   что деревня Ахметово это коренное поселение Канлинцев.  Данному утверждению вроде  и есть доказательство. Известно, что в 17 и до начала 18 века русское государство в лице Уфимских воевод для усмирения башкир применяло метод «Аманатства». Что это означало? Если, воевода,  каким- то  образом узнал о предстоящем восстании башкир, тогда он срочно требовал с каждой административной дороги аманатов (заложников) для временного их содержания в заключении. Пока не стихнет волнение или восстание.

Когда в 1663 году прошли слухи о предстоящем восстании, как было выше сказано, Уфимский воевода срочно со всех 4-х дорог арестовал «знатных людей» и посадил их в Мензелинскую тюрму. Историческая справка:  Башкирское восстание 1662-1664 г. является первое массовое движение башкир против колониальной политики царской России. Восстание охватило весь край. На востоке руководили Сары Мерген Арасланбек Баккин, а на западе-Акбулатов и Улекей. После их казни восстание возглавили братья Давлетбаевы. ( Родной Башкортостан. Ф.Г.Хисамутдинова, Уфа-1992 г.) Через некоторое время все волости стали требовать возвращения и размещения аманатов в городе Уфе, чтобы время от времени сменить их другими. Уфимский воевода согласился, и издал письменный указ «Роспись аманатам по волостям». Текст данного письма сохранился до наших дней. 

Казанские дороги

Байлярской волости, деревни Калмаш Игишко Беиков, в ево место быть Игилику Чермышеву, или сыну ево, или Тогум Тойгильдину,

Булярские волости и деревни Тленчейко Байзигитов, в ево место быть Сарту Менееву или Бескум  Бекбазову,

Ельдяцкие волости деревни Киргиз, Китяпко Баймурзин, в ево место быть Килею Тиникееву или Якову Тиникееву,

Гирейской волости деревни Биртюковы Кутлугушко Биртюков, в ево место быть Уразай Ульмесов,

Иланские волости и деревни Мамбетко Собачеев, в ево место быть Янчюре Ногаеву или Ирысею Аккучюкову,

Шпилинские волости и деревни Кутушко Тинбаев, в ево место быть Чигирову сыну Миксате или Ишелеву сыну,

Шамшадинские волости и деревни Кусякейко Тюменчюрин, в ево место быть Кош- Назару, или Кусякееву сыну, или Тюльке,

Дуванейские волости деревни Айбаш Тинкичко Иждевлетов, в ево место быть Байгильде или Кож – Давлет,

Кайлинские волости и деревни Якшенметко Аксекеев, в ево место быть Аюке Кожбахтин или Бексенов сын.

Каршинские волости и деревни Иждевлетко Кабанов, в ево место быть Емангулову сыну Ик(бол) тю или Сарту Токумбетову

                          Давайте ,анализируем данное письмо:

Кайлинская волость 17 века – это и есть наша Канлинская волость. А Якшенметко Аксекеев, который содержался в Мензелинске наверно тот башкир, чьим именем была названа  деревня, является основателем  её. Правильное его имя наверно Яхшиахмет. Могли перепутать  русские писари. Переделали его имя по звучанию на свой лад. И получился Якшенметко.

Дадим определение  «Аманату».  Аманат – человек,  взятый  в  залог, в обеспечение верности племени или народа - подданство покоренных.  Аманатами  заложниками становились «знатные люди» - в основном  башкирские тарханы.

Из всего выше сказанного можно предположить две возможные варианты о времени возникновения деревни Ахметово (Якшеево).

                                  1 вариант

Якшиахмет – это тот башкир, который обосновал деревню (тюбу). Если еще предположить ему возраст примерно 40-50 лет. Тогда еще раз можем утверждать, что деревню мог он обосновать в середине 50-х годов 16 столетия. Значит нашей деревне уже более 350 лет.

                                    2 вариант

Если еще раз обратимся к книге А.З.Асфандиярова (1)чтобы уточнить время прихода  канлинского рода башкир на нынешнею территорию, и убедимся, что  канлинцы мигрировали в Приуралье в 13 –  начале14  веков. В западной Башкирии они сильно смешались с группами древнебашкирского населения. Деревня Ахметово была коренным поселением  канлинцев Якшеевой (затем Тукбаевой) тюбы. Тюба имела и основное поселение под тем же названием – Якшеево, впоследствии переименованное  в Ахметово. Здесь проживали основатель деревни и тюбы башкир Якшей и его сыновья, внуки, потомки.

Тогда мы можем предположить о времени обоснования деревни совсем иную дату. Возможно, у древних башкир место их проживания называлось по имени главы  рода только при его жизни. Когда он умирал, его место занимал его сын или близкий родственник. И место проживания главы рода будет называться уже по имени нового главы рода. Учитывая выше сказанное,  время образования деревни Ахметово отодвигается еще дальше к началу 14 столетия. И возраст его уже будет очень солидный. Примерно 600 лет.

Канлинские  башкиры с давних пор занимали большую территорию, имели вотчинное право владения землей. Занимать такую территорию наверно требовались немалые усилия от ее хозяев. На чужое добро во все времена находились охотники. Одни племена истребляли других и занимали их территорию. Башкирский народ ныне  живущие в деревне Ахметово и в других сёлах Кушнаренковского района могут гордиться своими славными предками. Они были достойными народами. Нельзя их имена и наследство предать забвению.   Наши предки жили не в очень легкие времена. Но сохранили себя как отдельный род башкир-канлинский, наравне другими башкирскими родами в составе целого башкирского народа. На свою отвоеванную в боях  и сохраненную в неприкосновенности многие века самое дорогое землю приняли  на постоянное жительство других народов. В конце 17 века и начала 18 века, многие народы, в том числе и наши прапрадеды мещеряк Юсуп Иштиряков, служилый татарин Адик Тебаев со своими детьми нашли приют в Башкирии. Которые обосновались в деревне Ахметово. Юсуп Иштиряков является первым основателем  мишарской части деревни.  Затем в 1730 г. прибывает служилый татарин Адик Тебаев. По результатам 2 ой ревизии 1748 года в Ахметово числится 15 дворов служилых мещеряков. Количество мужчин 39 человек.

Жили дружно. Особых конфликтов среди местного населения - башкирцев с пришлым населением не было. Даже в восстании башкир 1735-1739 г. которое, было направлено против пришлого населения мишарей, татар, черемис и др. народов, башкиры Канлинской волости  в   грабежах, поджогах, насилии мишарских сел и деревень не участвовали. Хотя некоторые дома, мельница  в деревне Калтаево и Шарипово были ограблены и сожжены башкирами Ногайской дороги. Канлинцы оставались постоянно  преданными правительству и в других прошедших кровопролитных восстаниях. Об этом свидетельствует постоянное получение жалованных грамот на вотчинные земли от русских царей.  Жители деревни Ахметово, зауряд хорунжий Ахмер Назаров и Узеир Якшиев, урядник Абдулгани Казакаев, рядовые башкиры вотчинники Мряс Бакиров, Габидулла Нигматуллин, Хисамутдин Ишикеев  комиссию по земельным вопросам  доказали факт получения подтвердительной грамоты на жалованную землю в 1702г. и в 1704 г. «за их верную службу по описанным грамотам межам и урочищам». И в 1826 г. по решению межевого департамента Правительствующего сената «эта земля была оставлена за ними».  Еще в 1792 г. они,  т.е. Канлинцы смогли получить копию с жалованной грамоты на землю башкира Мряса Тусариева .   Данный башкир Мряс Тусарин или (Дусарин)  в 1796 году был доверенным лицом Канлинцев. Давайте посмотрим сами договорные записи, которые составляли наши предки в Уфимской приказной избе. Мне кажется, они очень интересные и грамотно составлены.

 №269. 1723 г.- Запись башкир Казанской дороги, Калнинской вол. Араслана Бирючакова мишарю той же дороги Юсупу Иштирекову о припуске его в свое повытье общей вотчины на правах общего владения.

Писана запись такова: Уфинского уезду, Казанской дороги, Калнинской волости башкирец Араслан Бирючаков, тое же дороги деревни Калтаевы мещеряк Юсуп Иштиреков написали мы меж себя полюбовную сию договорную запись в том: припустили я, Араслан, ево, Юсупа, в свое повытье, в вотчину свою, которою  вотчиною владею я тое же Калнинские волости с свойственники своими, з башкирцы, без розделу, в пахотную землю и в сенные покосы, и в звериные, и рыбные, и птичьи ловли, и в бобровые гони, и в бортные ухожи, и в хмелевое щипанье, и во всякие кгодья, чем я, Араслан, употреблялся. Також и ему, Юсупу, з женами и з детьми и со внучеты жить в той моей, Арасланоаой, вопще з другими нашей Калнинской волости  нашего аймаку вотчине, где похочет, построясь собою или в деревнях, с вышеписанного числа впредь вечно, пашня пахать и сено косить, в лесу борти вновь разделывать, а до старых дела нет, а дупленицы, где сыщет, обьявлять в мир и делить против прежнего, как бывало или как будет впреть, звери и рыбу и птицу ловить и бобров побивать, и хмель сщипать, и в лесу бревна и дрова рубить, и лубье сымать, и взятые с припускных людей и с водчин и со всяких угодей оброки делить, и всем ему, Юсупу, с женами и з детьми и со внучаты в вотчине моей, Араслановой, во всяких угодьях, чтописано выше сего, употреблятца без всякого от меня Арасланова, от жены и от детей моих и от родственников прекословия. И по записания се записи впредь до 5-ти лет жить ему, Юсупу, для всякого домовного исправления без всякого платежа и без помоги в нашей Калнинской волости. А по минутьи 5-ти лет впредь мне, Юсупу, и детям и внучатам моим с ним, Арасланом, и тое Калнинские волости з башкирцы ево, Арасланова, аймаку и воинска служба служить и положенной на их аймак ясак платить, и подводы гонять, и вовсем доброго намерения дела управлять в равенстве, и в вотчину в какая ни есть угодья с припускных взятые оброки делить по повытком все вообще без всякого прекословия не претя друг другу, и друг друга во всем очищать, и убытком не доводить. А буде мы, Араслан и Юсуп, или жены наши и дети и внучеты и собоих сторон родственники наши против сей записи станем хто чинить какое прекословие, и нам, Араслану и Юсупу, друг друга очищать и убытка никакова друг другу не довести, и за неочищением кому у нас починятца какая убытка

и изнурения, и хто против сей записи из нас против вышеписанного не устоит, и покажутца тот неочищения оного кому какие обиды и убытки, топравому на неустоящих против сей записи взять за всякую неустойку 49 руб., да убытки сполна, хто что скажет по Куорану, и верить, А ся запись потому ж и впредь вечно в запись.


К сей поюбовной договорной записи башкирец Араслан бирючаков тамгу приложил.    К сей полюбовной договорной записи мещеряк Юсуп Иштереков тамгу приложил. Толмачил Петр Куклин. Свидетели: уфинский подьячей Михаила Кошкорин, уфинской школы учитель Федор Гурьев, дуванейский подьячий Василий Лутохин.

И стой записи пошлин 24 алт. 3 ден., от письма гривна, от записки тож, за излишние страницы 2 алт., да на нужные расходы пол деньги взято. Уфимская провинциальная канцелярия, д. №74, Записные книги г. Уфы 1723 г., лл.5-6

Данный номер договорной записи указывается и в Ведомости начальника третьего мещерякского  кантона, которая была составлена в 1841 году.

№350. 1730 г. июня 24.- Запись башкир Казанской дороги, Кайлинской  вол. Акымбетя Тлякова с товаришами служилому татарину той же дороги Адику Тебаеву о припуске  его в свою вотчину на правах общего владения.

Писана запись такова, в Уфинского уезду, Казанской дороги, Калнинской волости башкирцы Акымбеть Тляков, Моняк Мокаров, Аблай Назаров, Казакай Чюрашев, Темир Екшаев з братьи и з детьми и с племянники дали сию на Уфе от крепостных дел запись Уфинского уезду, Казанской дороги, деревни Токмаклы служилому татарину  Адику Тебаеву в том: припустили мы, Акембеть и Муняк и Аблай и Казакай и Темир з братьи и з детьми и с племянники оного Адика для поселения на вотчинную свою землю юртом и во всякие угодья и з детьми ево и со внучаты. И живучи им, Адику з детьми и со внучаты, на оной вотчинной нашей  земли пашня пахать, сено косить и в лесах вотчины нашей бревна и дрова рубить, и лубья сымать, и всякого зверя побивать, и птицу и в водах рыбу ловить.и всем употреблятца, чем и мы употребляемся, и с чего вотчины нашей с кого мы оброк возьмем, и тот оброк давать нам ему, Адику, повыть яз детьми ево, которые будут при нем жить, и которые будут в отделе, то тем до оброчных денег дела нет. А в вотчине всем вышеписанным детям ево и внучатам употреблятца, которые и отделены. А за такой наш ево, Адика, во владения вотчины нашей (припуск) платить с нами ясак вопче повытья вышеписанного главного Акембетнва, и подводы вместо ево, Акымбетя, куды надлежит по очереди ему, Адику з детьми и внучаты, гонять. И впредь нам, Акымбетю и Моняку, Аблаю, Казакаю и Темиру з братьи и з детьми и с товарыщи и сродственники, ево, Адика, и детей ево и внучат ис той вотчинной  своей  земли не  ссылать, никакова насилия и обиды не чинить и от  посторонних людей, кто будет высылать, и в том их, Адика и детей и внучат ево, изнурять, то нам от таких оборонять,  и жить впредь за очисткою потому же. А буде в чем против сей записи не устоим, то взять ему, Адику, и детям ево и внучатом  на нас, Акымбете с товарыщи, 50 руб. денег. А ся запись к житью ему, Адику, и з детьми и внучаты в той нашей вотчине и ко всякому вышеупотреблению и впредь в запись. А ежели и я, Адик, з детьми и внучаты в чем против сей записи  не устою, то показано заряд взять им, Акымбетю и Муняку, Аблаю, Казакаю и Темиру, на мне, Адике, з детьми и внучаты.

И к той записи означенные башкирцы тамги свои приложили: Акымбетева (№215), Мунякова (№5), Аблаева (№216), Казакаева (№217), Темирова (№195). Толмачил Петр Сокуров. Вместо ево копеист Михайла Басов руку приложил. Свидетельствовали оную запись Уфинского полку камиссарской подьячей Леонтей Мошеров, Уфинской провинцыальной канцелярии копеисты Семен Жулебин, Яков Ногаев.

И стой записи пошлин 75 коп., за письмо 15 коп., от записки 10 коп., за излишную страницу 3 коп.,да на нужные расходы взято; и того 1 руб. 3 коп.

Такову запись показанные башкирцы от крепостных дел взяли и тамги свои приложили. Такову запись татарин Адик Тебаев у означенных башкирцов, Акымбетя с товарыщи, взял и тамгу свою приложил (№355). При взятье означенной записи толмачил Петр Сокуров. По ево просьбе расписался копеист Михайла Басов. Уфимская провинциальная канцелярия, д.№ 105, Записные книги г. Уфы 1730 г., лл.94 об.- 96 об.

Данная договорная запись не является актом купли продажи. Здесь башкиры просто припустили на свою землю Адика Тебаева  с правом общего владения вотчиной на вечные времена. Но эти права были ограничены. Например, право вотчинника.  На таких же условиях был припущен и Юсуп Иштиряков. Данный факт,  что мишари в деревне Ахметово являются,  только припущенниками подтверждается, и Всероссийской с/х переписью 1917 г. Где мишари в своих «карточках хозяйства» записаны припущенниками.  Башкиры записаны вотчинниками.

На вопрос, почему же мишари сразу землю себе не купили, можно сказать однозначно. Русское государство до 1736 г. не разрешало башкирам продавать свои земли, хотя они и являлись вотчинниками.  

На данной договорной записи нет наименования деревни, куда собирался переехать служилый татарин Адик Тебаев. Но он и его семья оказались в нашей деревне Ахметово.


Вход на сайт
Билеты.Online